Увлекательная история успехов и провалов игр по мотивам «Чужих»

Вселенная «Чужих» любима многими, и далеко не только за то, что в ее основе лежит классическая схема построения хорроров прошлых лет. Aliens — это в первую очередь интересный научно-фантастический мир, продуманный не до мелочей, но достаточно для того, чтобы оставить за гранью лора огромное пиршество для догадок и размышлений. Разумеется, за долгие годы существования классическая франшиза породила не только серию основных фильмов и спин-оффов, но и множество сопутствующих медиа: книги, комиксы и, конечно же, игры. Сегодня мы вспомним все провалы и успехи видеоигр по мотивам «Чужих» и переберем 39 лет истории.

Так как речь в этом материале пойдет в первую очередь об играх, основанных на вселенной «Чужих», то углубляться в дебри киноэпопеи и сопутствующих книжно-комиксовых серий я не стану. Хотя, несомненно, история развития франшизы достойна внимания как минимум потому, что она более чем за сорок лет своего существования быстро стала классикой таких жанров, как хоррор, триллер и научная фантастика, и остается таковой по сей день. Чужие стали прообразом для многих выдуманных космических тварей в разных игровых сериях и кинофраншизах, их влияние на медиапространство трудно переоценить. Если вам захочется подробнее узнать о ксеноморфах вне рамок видеоигр — пишите в комментариях, и я с удовольствием напишу для вас вторую часть этого текста. На данном этапе предполагаем, что читатель как минимум знаком с первыми двумя-четырьмя каноничными фильмами серии.

Alien, 1982

Atari 2600

Спустя три года после успешного кинопроката первого «Чужого» свет увидел и первую игру по мотивам с одноименным названием. Вспоминаем, что на дворе восьмидесятые, и ни о каких экшенах речи не идет. Alien — это, внезапно, клон…  Pac-Man. Игрок-человек должен, слоняясь по лабиринту, собирать яйца ксеноморфов и не попадаться трутням (самый распространенный вид чужих) на обед. В игре остался специальный бонусный предмет, подобрав который, игрок сам на время получает способность пожирать своих преследователей. После сбора всех яиц протагонист попадает на бонусный уровень, который являлся клоном другой популярной в то время игры Frogger. По его завершении — снова возврат к пакман-стайл, только с более высокой сложностью, и так далее.

Это были восьмидесятые, наши бати развлекались, как могли. Игра была хорошо встречена критиками, была названа отличным клоном Pac-Man и одной из лучших игр на Atari 2600. O tempora, o mores!

Alien, 1984

Amstrad CPC, Commodore 64, ZX Spectrum

Спустя два года свет увидел продукт, в котором от оригинального фильма было взято гораздо больше, чем в Alien 82-го года для Atari. Игра вышла в популярном тогда жанре квеста, и ее сюжет в целом основывался на завязке первой части кинофраншизы. Игроку предстояло управлять уже знакомыми поклонникам членами экипажа корабля «Ностромо», убить проникшего на судно чужого и самим при этом не погибнуть.

Необходимо было переключаться между персонажами и совершать действия за каждого из них — передвигаться, прятаться, использовать оружие и детектор движения. Вариантов концовки могло быть три. Первая — чужой убивает всех человеков. Вторая — человеки убивают чужого. Третья (почти каноничная) — выжившие отправляют чудовище в открытый космос. Alien 84-го также пришлась по вкусу как критикам, так и игрокам, и была встречена довольно тепло.

Забегая вперед: вышедшая в 2019 году на мобильные платформы Alien: Blackout, которая вроде как является сиквелом прекрасной Alien: Isolation, во многом повторяет геймплей этой игры. Вернулась к истокам, так сказать. Но об этом позже.

Alien 3, 1992-1993

Amiga, Commodore 64, Game Gear, Sega Mega Drive, Sega Master System, Gameboy, NES, SNES

«Ого, игру выпустили на таком количестве платформ», — скажете вы. «Не совсем так», — отвечу я. Суть оставалась одна во всех версиях: Эллен Рипли (главная героиня кинофраншизы) попадает на планету-тюрьму, а вместе с ней на огонек залетает один зловредный ксеноморф. Колония оказывается захваченной чужими, а игроку отводится роль спасителя: он должен разыскать всех оставшихся в живых людей, победить всех ксеноморфов и боссов. Трудности заключались в том, что на прохождение каждой миссии давалось определенное время, за которое предстояло как найти зараженных заключенных, так и добраться до выхода из локации.

Так вот, о разнице версий. Так как разные платформы обладали разными на тот момент мощностями и возможностями, сделать одну игру сразу и на Commodore 64 и на Gameboy возможным не представлялось. Самой проработанной визуально и геймплейно повсеместно считается версия для Sega Mega Drive: там самый крутой графен, большая битность саундтрека и максимальная приближенность к атмосфере одноименного фильма. Однако лично для меня более удачной кажется Alien 3 для NES. Возможно, не только из-за более мрачной стилистики, но и из-за самого заводного саундтрека (а для каждой версии саундтреки были разными). Вы только послушайте, разве это не прекрасно?

Также стоит отметить, что вышла отдельная версия для игровых автоматов — Alien 3: The Gun. Управлять персонажем там нельзя: только целиться и жать на спусковой крючок, да бросать гранаты. Игра была м-м-максимально хардкорной только ради одной цели: вытрясти из азартных детей начала девяностых на дополнительные монетки, так как каждая попытка пройти игру с нуля (сохранения не предусмотрены) стоила новых денежных вложений. Иначе говоря, вброса в автомат еще одного четвертака из карманных денег.

Alien Trilogy, 1996

Sony Playstation, Sega Saturn, DOS

Первый first-person shooter в серии игр про ксеноморфов. Несмотря на название, явно отсылающее нас к сюжетам первых трех фильмов, начинается сюжет Alien Trilogy с завязки именно второго фильма. И кроме этой самой завязки ничего общего с кинокартиной «Чужие» игра не имеет. Эллен Рипли вместе с отрядом десантников прибывает на зараженную планету LV-426, чтобы восстановить контакт с местной человеческой колонией. Практически сразу все спутники героини отдают богу душу, оставляя Рипли один на один с армией инопланетных захватчиков. Как выясняется позже, колонию намерено превратили в улей для чужих, и теперь бой-бабе необходимо всех ксеноморфов истребить. А заодно, э-эм… взорвать всю планету.  Ну, что ж, это звучит как-то… как…

…как заявка на успех! Критики восприняли Alien Trilogy очень тепло, игра даже была удостоена некоторых наград. Геймплейно эта часть сильно отличается от предыдущих проектов серии, но, однако, ничего нового и явно прорывного в ней нет. Если взять первую DOOM, заменить бесов на чужих, BFG — на импульсную винтовку, а марсианские декорации — на узкие мрачные коридоры колонии на LV-426, то в итоге мы получим Alien Trilogy. Рипли приходится в режиме псевдо-3D прорываться через спрайтовые модельки ксеноморфов, собирать ключи и искать секреты, беречь боезапас и уничтожать боссов-королев. Игра действительно получилась мрачной и хардкорной, сохранила атмосферу фильмов, но при этом не следовала их сюжету.

Alien Resurrection, 2000

Sony PlayStation

Телепортируемся в начало нового века. Новая игра вышла по мотивам самого спорного фильма из классической квадрологии и почти полностью повторила его сюжет. В техническом плане она стала прорывной: Alien Resurrection выжимала из первой PS все соки, а взамен дарила пользователям просто невероятную по тем временам картинку. Случился переход в полное (не псевдо) 3D.

Играть предстояло от первого лица. Платформер резко перетек в классическую до сих пор модель first-person shooter, что позволило дать поклонникам гораздо большее погружение во вселенную ксеноморфов, нежели предыдущие проекты серии. На экране все было мрачное и пугающее, но в то же время завораживающее. С любовью воссозданные декорации в стиле фильмов были старательно приправлены ужасами разрушений, учиненными чужими. Разорванные в клочья трупы лежали в ярких лужах крови. Вся техника и компьютеры вокруг пищали и трещали, из вентиляции то и дело доносился топот ксеноморфов, а на фоне всего этого играл угнетающий эмбиент. Красота да и только.

Геймплей был хоть и классическим для шутеров для первого лица, но все-таки не стал однообразным. Кроме блуждания по коридорам станции приходилось решать несложные головоломки, спасать (или добивать из жалости) захваченных в плен, но еще живых людей, смотреть крутые кат-сцены, раскрывающие некоторые моменты оригинального фильма под иным углом. Да что уж, тут даже добавили возможность повоевать под водой, прямо как в том самом эпизоде из киноленты. В общем, по всем показателям это был настоящий прорыв.

Но по какой-то неведомой причине игру критики восприняли весьма прохладно. Многие хоть и отмечали отлично переданную атмосферу киносерии, но ругали Alien Resurrection за слишком высокую сложность и, внезапно, за управление персонажа стиками геймпада, хотя сейчас такая схема управления — классика почти для всех игр. Но тогда это было в новинку, а критики ничего не поняли.

Alien Infestation, 2011

Nintendo DS

Многие могли пропустить эту игру и даже не знать о ней, так как она вышла только на одной платформе, хотя ее стоило бы перенести и на другие. Почти одиннадцать лет во вселенной чужих в плане игр было относительное затишье (серию Alien vs Predator пока что в расчет не берем, это не канон). На горизонте уже маячит Alien: Colonial Marines, которая, судя по заявлениям разработчиков, должна затмить все предыдущие игры про ксеноморфов, но пока что можно довольствоваться сайд-скроллером на платформе Nintendo DS.

И, надо отметить, Alien Infestation получилась на редкость отличной. Она базировалась на геймплее старых игр серии, в частности на Alien 3. Платформер со всеми вытекающими, что тут еще сказать. Игроку дают возможность выбрать одного из четырех морпехов, и если он погибает — его место займет другой. При кончине всех членов отряда наступает геймовер. Новых персонажей (аж пятнадцать штук) можно находить в процессе прохождения миссий, после чего вербовать их в свою команду. Игрок посетит как уже знакомые по фильмам локации, такие как опустевший корабль Сулако или планету LV-426, так и новые локации, придуманные специально для Alien Infestation.

Графика здесь хороша: яркие, проработанные спрайты героев и противников, разнообразные бекграунды, все анимировано так, как надо. И критики оценили игру по достоинству: оценки были сугубо положительными. И все бы хорошо, да только спустя два года произошел настоящий кошмар, который называется…

Alien: Colonial Marines, 2013

ПК, PS3, Xbox 360, отменена на Wii U

Игра по праву считается не только худшей в серии, но и одной из худших видеогр в истории. Сюжет стартует через 17 недель после событий второго фильма. Корабль «Сефора» с морпехами на борту прибывает на LV-426, с которой недавно свалила Рипли (а по версии Alien Trilogy — героиня вообще взорвала планету к чертям собачьим). Повествование старается быть лихо закрученным, но получается это у него из рук вон плохо. Игроку предстоит пройтись по уже знакомым локациям, сражаясь как с ксеноморфами, так и с людьми из ЧВК. Впоследствии DLC постарались хоть на дюйм вытащить Alien: Colonial Marines из чана с помоями, частично и очень криво залатав сюжетные дыры и нестыковки, но на финальные оценки игры от критиков и простых работяг с завода это никак не повлияло. Единственное дополнение, которое встретили тепло — Bug Hunt. В нем появился кооператив на четырех игроков, которым предстоит отбиваться в тесных локациях от бесконечных волн атакующих их чужих.

Собственно, сам игровой процесс весьма банален для FPS тех лет, выходивших одновременно как на ПК, так и игровых консолях: упор на стрельбу, а не на хоррор, много QTE (press X to win) и жесткие заскриптованные рельсы. Одним словом — мыльное игровое кинцо. Критики и игроки разносили в пух и прах сильно устаревшую графику — игра должна была выйти еще в 2009 году, но по многим причинам релиз постоянно переносили с одной даты на другую. Под разнос попали такие факторы, как огромное число багов, ужасный ИИ как сопартийцев, так и чужих и ужасное управление вкупе с мучительной стрельбой. Напомню, что речь о шутере, где, собственно, сам шутинг вражин должен быть комфортен и приятен.

На самом же деле, если копнуть поглубже, окажется, что проблема игры в первую очередь не в графике или убогой стрельбе, а в чересчур завышенных ожиданиях, которые проистекали из слишком громких обещаний разработчиков. Я лично посетил предрелизную выставку Alien: Colonial Marines на «Игромире», немного в живую пообщался с представителем студии и впоследствии ждал, что игра будет сногсшибательной. Но меня и миллионы других игроков, увы, обманули.

Alien: Isolation, 2014

ПК, Xbox 360, Xbox One, PS3, PS4, Nintendo Switch

Небольшое отступление. Я пишу музыку, и, находясь под впечатлением от этой части игры, написал один трек, который предлагаю в качестве фона для этого текстового блока.

Эта игра вышла просто шедевральной — особенно на фоне предыдущей. Без лишних слов, Alien: Isolation — крутая вещь, и на данный момент, возможно, самая крутая в серии. Сценарно она не переписывает, а дополняет коллекцию фильмов. Вспоминаем концовку самого первого «Чужого»: Рипли, победив монстра, ложится спать в криокапсулу и надеется, что вскоре ее отыщут. Но отыщут ее, как мы знаем из второго фильма, лишь 57 лет. А по сюжету игры взрослая дочь Рипли, Аманда, отправляется на станцию «Севастополь», где находится черный ящик с «Ностромо» — корабля, на котором служила ее мать. Во втором фильме мы узнаем, что Аманда дожила до преклонного возраста и умерла, так и не отыскав Эллен, но попытки поисков мы как раз и застанем в Alien: Isolation.

Станция «Севастополь» огромная — гораздо больше, чем «Ностромо». Это целый город со своей инфраструктурой. Здесь вам и военные, и андроиды, и ученые, и простые работяги. Но — вот незадача! — на станции заводится чужой. Один-единственный, как кажется сначала, ксеноморф навел такого шороху, что живых на «Севастополе» почти не осталось. Зато здесь много других опасностей, из которых гуляющий туда-сюда по вентиляции чужой — не самая большая проблема. Alien: Isolation — не шутер, хотя играть приходится от первого лица. Это скорее хоррор-триллер. Аманда Рипли вся в свою мать, а, может, в чем-то ее превосходит. Героиня — инженер, умеет собирать из подручных материалов самые разные штуки и чинить сломанное оборудование, используя для ремонта лишь фекалии и пиломатериалы. Но не одной инженерной жилкой богата Аманда: она осторожна, умна и быстро понимает, что поиски информации о пропавшей матери — далеко не первостепенная задача. Главное — выжить, используя любые методы, и сбежать с этой богом забытой станции.

Визуал — это нечто. По большей части все, что игрок видит во время прохождения, можно причислить к стилю ретро-футуризма, но не нарочито юморному, как в Fallout, а несколько иному. В происходящее веришь: нисколько не смущает, что в 2137 году на огромной космической станции все компьютерные мониторы — ламповые и пузатые, а звуки, которые издают динамики — это однобитный писк. Во время прохождения Alien: Isolation не возникает никаких сомнений, что все окружение вокруг выглядит именно так, как выглядело бы в реальности.

Собственно, критики оценили игру очень хорошо. Но в обозримом будущем ни продолжения, ни новой части серии в том же ключе мы не увидим. Единственным дополнением можно считать Alien: Blackout, которая на момент написания этого материала в Google Play стоит всего 15 рублей. Для мобильной игры Blackout выглядит более чем достойно, но не попробовав ее, вы ничего не потеряете.

Aliens: Fireteam Elite, 2021

ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series X

Крайняя игра по вселенной ксеноморфов — кооперативная. Это что-то вроде Left 4 Dead или Warhammer Vermintide, только в сеттинге «Чужих». В режиме от третьего лица игрокам предстоит пройти несколько кампаний, сражаясь с ордами инопланетных тварей, разбиваясь по ролям. 

Чуда не случилось: Fireteam Elite получила смешанные отзывы журналистов, не блистает и пользовательский рейтинг на Metacritic. С другой стороны, пользователи Steam игру скорее хвалят — но стоит учитывать, что на этой платформе есть только условные «плюс» и «минус», хотя тон отзывов при оценке в 85% скорее сдержанно-смешанный. Игроки отмечают, что это не самое плохое кооперативное развлечение на вечерок, но ему сопутствует ряд проблем: высокая цена, малый онлайн, низкая реиграбельность.

Словом, это очередной проходняк, о котором скоро забудут. Всего за две недели с момента релиза онлайн в игре снизился вдвое, что для тайтла с упором на онлайн очень плохой показатель: он не очень хорошо удерживает свою аудиторию уже сейчас. А что будет через полгода?

Не канон

Итак, это были каноничные игры (пусть и не всегда с каноничным сюжетом). Но существует целый список проектов, которые к оригинальной линейке фильмов отношения практически не имеют. Речь, разумеется, о кроссовер-вселенной Alien versus Predator.

Это совершенно новая франшиза, которая никак не пересекается ни с предыдущими играми, ни с кино о чужих. Впервые хищников и ксеноморфов решили стравить друг с другом в комиксах, затем появились и видеоигры, и фильмы, которые (фильмы) весьма посредственны и внимания особого не заслуживают. А вот с играми все значительно сложнее.

Сразу важная оговорка для тех, кто не понимает, почему AvP — это не канон. Как мы знаем из последних кинолент о чужих, ксеноморфы, коими мы их представляем себе сейчас, появились относительно недавно. Во вселенной Alien vs Predator чужие существовали еще очень давно. Например, первый фильм «Чужой против хищника» и дополнение к игре «Alien vs Predator 2» рассказывают о том, как охотники и ксеноморфы сражались друг с другом еще задолго до того, как человечество вступило в новое время. То есть, вражда эта древняя, и от наличия или отсутствия людей никак не зависит. В каноничной версии в создании чужих как вида человечество приняло непосредственное участие, пусть и при помощи… Хотя, это уже слишком глубокие спойлеры по вселенной, так что остановимся на этом.

Итак, к играм. Мы не станем разбирать каждую, потому что список станет слишком большим. Пройдемся лишь по самым лучшим проектам серии, которые заслуживают вашего внимания.

Alien versus Predator, 1999

ПК

Игра в первую очередь удивляет тем, что содержит три отдельные, мало связанные друг с другом кампании, в которых нам предстоит примерить на себя шкуру человека, хищника и чужого. Геймплей, разумеется, за каждую форму жизни сильно разнится. Миссии за человека — это шутер и хоррор. Человек — хрупкое существо, полагается лишь на мощь своего вооружения и полезность экипировки. За хищника — это стелс-экшн, ведь охотник часто становится невидимым и в основном использует оружие ближнего боя. За чужого же… увы, принадлежность к жанру не назову. Могу охарактеризовать лишь как «генератор тошноты», потому что ксеноморф бегает со сверхсветовой скоростью и постоянно меняет плоскость передвижения — то на стены, то на потолок — и привыкнуть к такому геймплею очень тяжело.

Но, без сомнения, игра вышла очень крутой. А продолжение первую часть переплюнуло на две головы.

Alien versus Predator 2, 2001

ПК

Так же, как и в предыдущей игре, представлено три кампании за хищника, чужого и человека-морпеха, только на этот раз все три сюжетные ветки тесно связаны и позволяют взглянуть на сценарий с разных сторон. Здесь куда больше внимания уделено повествованию: много кат-сцен и  дополнительных материалов, которые можно отыскать в процессе, дополняют общую картину.

Как и раньше, прохождение за человека — это шутер-хоррор, и в детстве играть за морпеха Фрости мне было действительно страшно. Да настолько, что я выключал AvP 2 перед самыми пугающими моментами вроде похода в улей ксеноморфов и ходил по комнате кругами, собираясь с духом. При игре за Хищника можно было почувствовать себя настоящим супергероем, потому что арсенал у него был богатый, а маскировка и маска с разными режимами визора позволяли играть с жертвами, как кот играет с мышью перед тем, как ее умертвить.

А за чужого геймплей был особенно классным. Ведь жизненный путь начинался не с полноценной особи, а с маленького и почти беззащитного лицехвата, которому было необходимо сперва найти подходящую жертву, чтобы отложить в ее чрево личинку. Личинка затем вырастает в червячка-грудолома, и вырываться из торса жертвы — это тоже часть геймплея. Ну а после всего этого предстояло играть за подросшую взрослую особь, которая бегает со скоростью гепарда, а прыгает как кузнечик. Непередаваемое удовольствие, надо сказать. Рекомендую попробовать всем. И рекомендую опробовать именно AvP 2, потому что следующая игра серии хоть и задрала планку качества (по обещаниям), но на деле стала посредственностью.

Alien versus Predator, 2010

ПК, Xbox 360, PS3

Предполагалось, что игра станет успешным перезапуском проекта 11-летней давности. Но на деле же имеем весьма спорный проект, лишь паразитирующий на успехах предыдущих частей видеоигр.

Играть, как и прежде, предстоит за троих представителей разных видов. Сюжет не особо интересен: человек — один из немногих выживших в колонии людей, его задача — выбраться оттуда живым. Чужой — это ксеноморф, вырвавшийся из лаборатории и мстящий всем вокруг. Хищник… это просто хищник, которому просто нужно на всех поохотиться. Сюжетные ветки, вроде как, друг с другом связаны, но по факту оказывается, что связаны они только локациями, которые от кампании к кампании разработчики даже не удосужились хоть немного переделать.

Кроме всего прочего, AvP 2010-го года содержит много QTE и однообразных финишеров, а еще наложена на жесткие рельсы. Все это, как водится для игр того времени, сделано в угоду консольных игроков. И это, увы, огромный минус. И, как результат — игра получила крайне смешанные отзывы, стремящиеся к отрицательной оценке. В принципе, после Alien vs Predator 2010 можно сказать, что серия отправилась в могилу. На мой взгляд — туда ей и дорога. Пусть лучше AvP 1999-го и AvP 2 останутся лишь в светлой памяти действительно качественными, пусть и не каноничными, играми про чужих.

Кроме описанных выше, выходили и другие игры по вселенной AvP. Например, Alien versus Predator: Requiem, наспех сделанная как дополнение к одноименному богомерзкому фильму, или Alien versus Predator: Extinction (2003) — стратегия на консолях PlayStation 2 и Xbox. Стратегия. Стратегия, эксклюзивно выпущенная только на консолях. Или beat, прости господи, ’em up Alien vs. Predator (1994) в духе Street of Rage. Пожалуйста, не пробуйте в это играть. Но это совершенно не касается других игр из материала: многие уже стали классикой, а значит, заслуживают хотя бы поверхностного с ними ознакомления.

Источник
0